Рабочая программа по французскому языку для 7 класса |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая Рабочая программа предназначена для 7 класса гимназии, при изучении французского языка как второго после английского, и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы по французскому языку на основе примерной программы по французскому языку и «Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Твой друг французский язык». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.С.Кулигина, А.В.Щепилова.-М.: Просвещение, 2011».
Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Иностранный язык (в том числе французский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Данная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению французскому языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного
процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи французского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (французскомуязыку) (уровень А-2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования. |
|
|
Цели обучения французскому языку
Изучение иностранного языка в целом и французского в частности в основной школе направлено на достижение следующихцелей:
речевая компетенция– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция– овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; социокультурная компетенция– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; компенсаторная компетенция –развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция– дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
|
Место предмета иностранный язык в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению французского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатамиявляются:
• общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
• осознание себя гражданином своей страны;
• осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
• знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметнымирезультатами изучения французского языка в школе являются:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьника;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника;
• формирование мотивации к изучению иностранного языка;
• владение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Предметными результатамиизучения французского языка в школе являются: овладение начальными представлениями о нормах французского языка.
Речевые умения |
Говорение |
Диалогическая речь.В 5–7 классах продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи. Обучение ведению диалогов этикетногохарактеравключает такие речевые умения как: ¨ начать, поддержать и закончить разговор; ¨ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность; ¨ вежливо переспросить, выразить согласие /отказ. Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося. |
|
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов – до 4-х реплик со стороны каждого учащегося. |
При обучении ведению диалога-побуждениякдействию отрабатываются умения: ¨ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; ¨ дать совет и принять/не принять его; ¨ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие. Объем диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
Объем учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося. |
Монологическая речь.Развитие монологической речи в 5-7 классах предусматривает овладение следующими умениями:
Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз. |
Аудирование |
|
|
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. |
|
|
При этом предусматривается развитие умений: ¨ выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; ¨ выбирать главные факты, опуская второстепенные; ¨ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст. |
||
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут. |
||
Чтение |
|
||
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. |
|
||
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5-7 классах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения – 400-500 слов. Умения чтения, подлежащие формированию: ¨ определять тему, содержание текста по заголовку; ¨ выделять основную мысль; ¨ выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; ¨ устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
|
|
||
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5-7 классах. Формируются и отрабатываются умения: ¨ полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря); ¨ выражать свое мнение по прочитанному. Объем текстов для чтения до 250 слов. |
|||
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. |
|||
Письменная речь |
|
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: ¨ делать выписки из текста; ¨ писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания ¨ заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); ¨ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 50-60 слов, включая адрес);
|
Социокультурные знания и умения |
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в франкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование французского языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомством с:
|
¨ фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка; ¨ оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы; ¨ иноязычными сказками и легендами, рассказами; ¨ с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка); ¨ с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка; ¨ словами французского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон французского языка.
|
Предусматривается овладение умениями:
|
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
|
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков французского языка; соблюдение правильного ударения в словах и ритмических группах. Соблюдение правил сцепления (liaison) и связывания (enchaînement) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные навыки произношения разных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающих культуру стран изучаемого языка. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Знание основных способов словообразовании:
1) аффиксация:
- существительных с суффиксами: -tion, -sion (collection, révision) ; (appartement) ; -eur (ordinateur) ; -ette (bicyclette, disquette) ; -ique (gymnastique) ; -iste, -isme (journaliste, tourisme) ; -er/-ère (boulanger / boulangère) ; -ien/-ienne (pharmacien / pharmacienne) ; -erie (parfumerie) ;
- наречие с суффиксом –ment ;
- прилагательных с суффиксами: -eur/-euse (heureux / heureuse) ; -ique (sympatique) ; -ant (intéressant) ; -ain (américain) ; -ais (français) ; -ois (chinois) ; -ien (parisien).
2) словосложения: существительное + существительное (télécarte); существительное + предлог + существительное (sac-à-dos); прилагательное + существительное (cybercafé), глагол + местоимение (rendez-vous), глагол + существительное (passe-temps), предлог + существительное (sous-sol).
Распознавание и использование интернациональных слов.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значенийграмматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речинераспространенных и распространенных простых предложений; безличных предложения (il est intéresant); предложений с неопределенно-личным местоимением on ; сложносочиненных предложений с союзами ou, mais ; сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами si, que, quand, parce que. Все типы вопросительных предложений. Прямой порядок слов и инверсия. Вопросительное прилагательное quel, вопросительное наречие comment.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речивременных форм изъявительного наклонения (l’indicatif): présent, futur simple, passé composé, passé proche, imparfait. Знание глаголов, спрягающихся в сложных формах с вспомогательными глаголами avoir или être. Владение особенностями спряжения наиболее распространенных нерегулярных глаголов, отобранных для данного этапа обучения (mettre, prendre, savoir, lire, voir, venir, dire, écrire и пр.); возвратных (местоименных) глаголов. Употребление в речиактивного и пассивного залогав настоящем времени изъявительного наклонения (présent de l’indicatif). Употребление в речи повелительного наклонения регулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (impératif). Временная форма условного наклонения Conditionnel présent. Ее употребление в независимом предложении для выражения пожелания (Je voudrais vous poser une question) и в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия. Понимание причтенииконструкций с причастиями настоящего и прошедшего времени (participe présent и participe passé), глаголами в действительном и страдательном залоге (активная и пассивная форма).
Знание и употребление в речиособых форм существительных женского рода и множественного числа (travail – travaux), особых форм прилагательных женского рода и множественного числа (belle – beau, long - longue). Употребление существительных с определенным, неопределенным, частичным, слитным формами артикля. Степени сравнения прилагательных и наречий, особые случаи их образования (bon – meilleur, bien - mieux). Наречия на -ment.
Формирование навыков согласования причастия сложных форм глагола с прямым дополнением. Навыки распознавания и употребления в речиличных местоимений в функции прямых и косвенных дополнений, ударных и безударных форм личных местоимений, местоимений и наречий en и y, неопределенных местоимений on, tout, même, personne, количественных числительных (свыше 1000), порядковых числительных (свыше 10).
Используемые технологии
Материальная база гимназии (компьютер, мультимедийная техника, интерактивная доска, доступ к сети Интернет) позволяет широко использоватьинформационно-коммуникативные технологиидля презентации нового материала, демонстрации аутентичных видеоматериалов, для защитыпроектов, а также организации самоконтроля и самокоррекции с использованием тестовых компьютерных программ и ресурсов сети Интернет.
Для развития умений практического и активного применения знаний используетсятехнология критического мышления. В частности такие приемы как: анализ языкового материала и формулировка грамматического правила на его основе, рассказ-активизация по ключевым словам, графическая систематизация материала, методы активного чтения, возврат к ключевым словам, организация дискуссий, творческие задания по отдельным темам и т.д.
В целях построения индивидуальной траектории развития учащихся используетсядифференциацияииндивидуализацияобучения, ведется работа с отстающими и мотивированными учениками.
Календарно- тематическое планирование
Номера уроков |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
|||
1.1 Быть общительным.(2ч) |
|||
1. |
Беседа о каникулах. Кристина и ее друзья. Опиши друга. |
03.09-14.09 |
|
2. |
Относительные местоимения. Активизация грамматики. |
||
1.2. Современная мода (2ч) |
|||
3. |
Указательные прилагательные и местоимения. Мода. Плюсы и минусы. Работа в командах. |
17.09-28.09 |
|
4. |
Шелковый путь. Работа с интернет- сайтом. Моя манера одеваться. |
||
1.3. Покупки (3ч) |
|||
5. |
Покупаем подарок. Диалогическая речь. |
01.10-19.10 |
|
6. |
Где что купить? Поисковое чтение. Местоимение «у», «еп». |
||
7. |
Простое будущее. А если….. Если бы…конструкции с «si». |
||
|
|||
2.1. Каникулы в деревне (2ч) |
|||
8. |
Предпрошедшее время. |
22.10-02.11 |
|
9. |
Согласование времен. |
||
2.2. Самые большие года.(1ч) |
|||
10. |
Пассивная форма. |
12.11-16.11 |
|
2.3. Земля, наш общий дом.(2ч) |
|||
11. |
Экология. Исчезающие виды животных. Поисковое чтение. |
19.11-30.11 |
|
12. |
Простое будущее?! Активизация грамматики. |
||
|
|||
3.1.Любите ли вы театр? (2ч) |
|||
13. |
История театра. Чтение с полным пониманием. |
03.12-14.12 |
|
14. |
Когда предлог меняет смысл. Управление глаголов. |
||
3.2. В мире звуков.(4ч) |
|||
15. |
Контрольная работа за 1 полугодие. (1 ч) |
17.12-18.01 |
|
16. |
Рождество во Франкофонии. Чтение с полным пониманием. |
||
17. |
Спящая красавица. Причастие. |
||
18. |
Частичный артикль. Систематизация материала. |
|
|
3.3. Изобразительное искусство.(1ч) |
|||
19. |
Деепричастие. |
21.01-25.01 |
|
|
|||
4.1. Каникулы- беззаботное время.(2ч) |
|||
20. |
Каникулы у всех разные. Поисковое чтение. |
28.01-08.02 |
|
21. |
Куда пойти? Диалогическая речь. |
||
|
|
|
|
|
|||
5.1. История- мой любимый предмет.(2ч) |
|||
22. |
Местоимения «у» и «en». |
11.02-22.02 |
|
23. |
Неопределенные местоимения и прилагательные. |
||
5.2. Древние города.(2ч) |
|||
24. |
Экс-ан- Прованс. Чтение с полным пониманием. |
25.02-08.03 |
|
25. |
Причастие наст. и прош. времени. |
||
5.3. Музыка во Франции.(1ч) |
|||
26. |
Современная французская песня. Поисковое чтение. |
11 |